четверг, 11 февраля 2010 г.

Миноносец «Котлин»

Морское министерство в начале февраля 188 I года приняло решение о постройке на русских заводах «миноносцев последнего усовершенствованного типа». 6 марта управляющий Морским министерством распорядился начать разработку чертежей новой миноноски по типу «Поти», так как именно он показал на испытаниях наилучшие ходовые и мореходные качества. Эту задачу возложили на корабельного инженера капитана Э. Е. Гуляева. Через четыре дня он представил в МТК соображения, положенные в основу проекта. Он предложил строить миноноску двухзальной, установив на каждом валу по две машины индикаторной мощностью по 250 л.с. и четыре котл а. Это решение по замыслу автора должно было увеличить максимальную скорость на 5 уз и повысить живучесть машинно-котельной установки.

Эскизный проект был представлен Гуляевым в МТК 15 мая 1884 года. Он подвергся критике ряда должностных лиц флота, в частности, известного конструктора миноносок 1878 года вице-адмирала К. П. Пилкина и главного инженера-механика флота А. И. Соловьева. Поэтому в окончательном варианте пришлось ограничиться установкой лишь двух машин и одного котла. При этом предусматривалось использовать машины, снятые с предназначенных на слом миноносок «Дрозд» и «Канарейка».

В конце 1884 года наряд на постройку миноносца по проекту Гуляева был выдан Балтийскому заводу. После завершения детальной разработки проекта завод в декабре 1884 года приступил к постройке миноноски, еще не имевшей названия. Строительство велось под наблюдением корабельного инженера II. Е. Титова. Корпус по сравнению с «Поти» имел характерные отличия, связанные с установкой двух винтов и двух рулей. В целях улучшения поворотливости предусматривался еще и носовой руль.

При полном водоизмещении 67.3 т миноноска имела следующие основные размеренпя: длина наибольшая 38,8, ширина 4,4, осадка носом 1.2, кормой 1,1 м. Продольный набор корпуса состоял из внутреннего киля, набранного из 5-мм полос и соединявшегося с коваными стальными штевнями, и наружного киля длиной 17,7 м, располагавшегося в средней части корпуса. Поперечный набор состоял из 80 шпангоутов, выполненных из угловой стали.

Обшивка кортса из 3-мм стали имела на килевом поясе в районе машин и котла толщину до 6 мм. Выпуклая 6-мм палуба в носовой части была сделана в виде подъемного кожуха, прикрывающего минные аппараты. В корму от боевой рубки толщина палубного настила уменьшалась до 3 им, что компенсировалось подкреплением из двух подпалубпых балок — карлипгсов. Деревянный настил из решетчатых лю-чип облегчал передвижение по палубе. 12 поперечных переборок разделяли корпус на 13 водонепроницаемых отсеков. Внутри конической рубки из 6-мм стальных листов располагались машинный телеграф и штурвал. Кормовой штурвал располагался на палубе. У штурвалов были установлены нактоузы для компасов.

Команда размещалась в IV жилом отсеке на рундуках, офицеры — в IX отсеке в четырехместной каюте. Жилые помещения отапливались паровыми грелками. Камбуз был оборудован в V отсеке.

Вооружение состояло из двух -выбрасывающих минных аппаратов», располагавшихся наклонно под носовой подъемной палубой. Две самодвижущиеся мины калибра 381 мм находились в трубах аппарата, а две запасные — под разборным настилом жилого отсека. Артиллерийское вооружение состояло из двух 37-мм пушек: носовой па крыше боевой рубки и кормовой над люком в офицерский отсек. Ящики с патронами к ним хранились в III и XII отсеках.

Паровой котел локомотивного типа имел стальной корпус и медные трубки. Вода подавалась двумя насосами или малой донкой, а на стоянке — инжектором. Воздух 1? котельное отделение для обеспечения горения нагнетался паровым вентилятором. Корабль имел дне дымовые трубы, поставленные по-бортно. 14-тонный запас топлива обеспечивал 10-узловым ходом дальность плавания 600 миль. Две вертикальные паровые машины системы компагнд проектной мощностью 220 л.с. изготовлены в 18"7"1 году на Балтийском заводе. В 1885 году они подверглись полной переборке и ремонту. Отработанный пар отводился в два конденсатора, каждый из которых обслуживался циркуляционным и воздушным насосами с приводами от вспомогательной машины. В состав водоотливных средств входили четыре паровых эжектора производительностью по 100 туч и два малых эжектора.

Первый пробный пробег миноноски проходил в Морском канале 3 июля I88S года, при этом обнаружился большой недобор скорости. Несмотря на это. 3 августа миноноска под № 1 была зачислена в списки флота. В середине октября начались сдаточные испытания. Миноноска совершила морские переходы из Кронштадта в Гельсингфорс и Ревель. При этом Балтийский завод продолжил работы по увеличению максимальной скорости (менялись количество лопастей винтов и их конфигурация, расстояния между винтами). Испытания возобновились летом 1886 года. Наибольшей скорости (16,29 уз) удалось достичь 23 июля при полном давлении пара и мощности 510 я. с. 20 июля 1886 года приказом по Морскому ведомству миноноска Nr" 1 переведена в класс миноносцев и получила название «Котлин».

11о результатам опытной эксплуатации в числе достоинстн миноносца отмечались высокая прочность корпуса, удачные обводы носовой части, прекрасные мореходные качества и поворотливость, простор и удобство жилого отсека, кочегарного и машинного отделений, боевой рубки, большую производительность водоотливных средств. Главный недостаток, предопределенный проектом миноносца, заключался в малой мощности главных машин. Отмечались также ненадежность вспомогательных машин и холодильников, малая масса якоря, отсутствие отдельного помещения для командира.

Впоследствии миноносец использовался в учебных цепях. В апреле 1895 года он вместе с другими малыми миноносцами получил вместо названия помер (101). 18 октября 100.6 года корабль был исключен из списков флота и передан во флотилию пограничной стражи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий