воскресенье, 28 февраля 2010 г.

Торпедные катера

Первая мировая война подтвердила правоту С. О. Макарова об эффективности применения торпедного оружия с малых кораблей и катеров. Этому способствовало создание достаточно мощных и легких бензиновых двигателей. Первыми применили торпеды на быстроходных катерах англичане, итальянцы, а потом и немцы. До революции в России торпедных катеров не было. Поэтому когда в 20-х годах встал вопрос об укреплении обороноспособности нашей страны, то наряду с мероприятиями по восстановлению старого флота было решено начать со строительства торпедных катеров, учитывая их дешевизну и достаточно высокую боевую эффективность. После создания опытных образцов в 30-х годах было развернуто их массовое строительство.

Во время Великой Отечественной войны советские катерники успешно решали поставленные перед ними боевые задачи. Торпедные катера активно действовали на вражеских морских коммуникациях, высаживали десанты, несли дозорную службу, конвоировали транспортные суда, производили активные минные постановки. На их счету несколько тысяч боевых походов, более 250 уничтоженных и поврежденных боевых кораблей, транспортных и вспомогательных судов противника общим водоизмещением свыше 260 тыс. т.

Торпедные катера являлись одним из подклассов боевых катеров, получивших значительное развитие после Второй мировой войны. В нашей стране их строительство было предусмотрено уже в первой

программе военного кораблестроения, рассчитанной па 1946-1955 годы. Развитие торпедных катеров продолжилось и в дальнейшем, несмотря на появление в пашем флоте ракетных катеров. С учетом опыта Великой Отечественной войны развернулась работа по выбору их оптимальных тактико-технических характеристик, что должно было обеспечить наиболее эффективное использование в морском бою в новых условиях. К этой работе были привлечены специалисты ВМФ в области кораблестроения, вооружения и технических средств, а также судостроительные предприятия и проектно-конструк-торские организации, которые уже имели достаточно большой опыт создания боевых катеров различного назначения.

Создателем первых торпедных катеров по праву считается основатель фирмы и владелец верфи в Чез-вике на Темзе сэр Джон И. Торникрофт. В конце 1915 года компания «Торникрофт» получила заказ английского флота на торпедный катер специальной постройки. Так как катера предназначались для набеговых операций, их размеры ограничивались возможностью транспортировки на крупных боевых кораблях и спуска па воду при помощи корабельных шлюпбалок. (В журнале «Катера и яхты» № \ за 1991 год в статье И. Черникова «Туиолевские торпедные» помещена иллюстрация: «Один из первых боевых кораблей с ДВС -40-футовый торпикрофтовский ТКА. построенный по заказу русского правительства в 1904 г. Общее расположение и фото на ходу». Изображен открытый водо-измещающпй катер с одной торпедой бокового сбрасывания. Больше никаких упоминаний об этом катере в других источниках автор пе обнаружил.)

Прототипом послужил построенный Торникроф-том в 1913 году гоночный реданный глиссер «Миранда-IV», показавший на мерной миле при мощности мотора 110 л.с. максимальную скорость 35,5 уз, достигнутую за счет конструктивных особенностей корпуса катера. На миделе был расположен невысокий поперечный редан. Для смягчения ударов при ходе на волне па носовой половине корпуса применены изогнуто-килеватые обводы с отгибом скулы; днищу придан небольшой подъем в нос для оптимального угла атаки глиссирующей площадки. На кормовой половине скулы скруглены, у транца имеется отгиб днища вниз. Катер на полном ходу глиссирует на двух плоских участках днища - перед реданом и перед транцем.

Первые торпедные катера Торникрофта «40-футовые СМВ» (СМВ - Coast Motor Boat - прибрежный моторный катер) для улучшения мореходности имели более килеватую носовую часть. Конвертированный бензиновый авиационный мотор позволял развивать 5-тонному катеру скорость до 33,5 уз (с полной нагрузкой - 30 уз). Главные размерения 13,7x2,6x0,56 м. Запас бензина обеспечивал дальность плавания 160-185 миль. Вооружение: один кормовой желобный торпедный аппарат калибра 450 мм, два 7,62-мм пулемета в спаренной установке. Торпеда, располагавшаяся в аппарате носом вперед, выстреливалась назад и начинала движение в направлении цели, катер за счет большей скорости уходил от торпеды вперед. Размещение торпедного аппарата в корме позволило облегчить носовую часть и облегчить выход катера на режим глиссирования. Экипаж 4-5 человек. Обшивка корпуса - три слоя из красного дерева, шпангоуты и стрингера - из американского вяза и орегонской сосны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий