четверг, 25 февраля 2010 г.

Миноносцы типа «Пернов»

Согласно пятилетней программе судостроения, разработанной в 1890 году, предполагалось построить пятьдесят 120-тонпых миноносцев. Для ее выполнения было принято решение заказать за рубежом образцовый двухвинтовой миноносец с целью его копирования на отечественных заводах. Предусматривалось, что корабли должны иметь на вооружснии один носовой неподвижный и два поворотных палубных аппарата для мин калибра 381 мм (три мины в аппаратах и две запасных) и две одноствольные путпки Гочкиса с боезапасом по 500 патронов па ствол.

2 августа 1890 года были рассмотрены проекты контрактов и чергежи французской фирмы А. Нормана (миноносец типа «Авангард») и английской Д. Торпикрофта (типа «Курье»). МТК отдал предпочтение французскому варианту. При этом Норман пре/ую-жил заменить машины системы компаунд более экономичными — тройного раапирсния. локомотивные котлы - водотрубными дю Тампля. Переработанный проект был одобрен с внесением в пего ряда корректив, которые были безоговорочно приняты фирмой.

Контракт на постройку подписан в Париже 1 1 января 18с>1 года. При этом оговаривались проведение официальных испытаний в Шербуре не позднее 11 марта следующего года и скорость не менее 21 уз в -течение часа. Главные размерепня корабля по спецификации: длина по ватерлинии -12, наибольшая ширина 4,5, осадка носом 1,3, кормой (с винтами) 2,05 м- водоизмещение в полном грузу 120 т (с запасом угля 15,7 т). Корпус, имевший толщину обшивки всего 3—4 мм, разделен водонепроницаемыми переборками на восемь главных отделений: таранное, носового руля, минное (с помещением для команды), котельное, машинное, офицерское, помещение для квартирмейстеров (унтер-офицеров) и кормовое. В боевой рубке, служившей одновременно и входным тамбуром в помещение для команды, находились штурвал с паровым приводом, машинный телеграф и переговорная труба для связи с машинным отделением, прицел носового аппарата с приводом для производства выстрела, а также телеграф, передающий команды на палубные аппараты.

Два вод отру бных котла дю Тампля с рабочим давлением 12,5 атм обеспечивали работу двух трехцилиндровых паровых машин индикаторной мощностью по 1000 л.с. Они имели своп конденсаторы с самопроточным охлаждением (на малых и задних ходах работали циркуляционные насосы). Котельные вентиляторы приводились от главных машин. Вода из теплых ящиков подавалась в котлы насосами через губчатые фильтры и подогреватели. Водоотливные средства, состоявшие из девяти паровых эжекторов, двух циркуляционных насосов и машинной донки, были способны удалять иоду в объеме, рапном водоизмещению корабля, за 10 мин. Угольные ямы максимальной емкостью 20 т располагались в котельном отделений побортпо, в перегруз можно было принимать еще Ют угля в мешках.

7 декабря 1891 года миноносец зачислили в состав флота под именем «Пернов». Иго спуск на воду1 состоялся 1 1 августа следующего года, а через неделю он официально вступил в кампанию и 28 августа впервые вышел в морс. 8 сентября в Шербуре корабль был предъявлен к официальным испытаниям. Миноносец значительно превысил условия контракта. Была достигнута скорость полного хода 25,46 уз. 12 октября он покинул Шербур и 1 ноября прибыл в Санкт-Петербург, в ноябре принят в казну.

Во время зимовки в Кронштадте на «Пернове» установили вооружение, испытания которого были проведены летом следующего года. В конце июля он по распоряжению Главного морского штаба прибыл в Або, где на заводе Крейтопа начиналась постройка двух миноносцев этого типа. Корабль использовался «для снятия лекал с корпуса и копирования с натуры частей механизма». В июне следующего года миноносец также в качестве образца передали на Невский завод в Санкт-Петербурге, получивший заказ на строительство 10 миноносцев. После длительного пребывания па заводах без команд, неоднократных разборок механизмов специальная комиссия, принимавшая в июне 1896 года от Невского завода миноносец № 103 (так с апреля 1895 года стал называться "Пернов»), отмстила на нем ряд серьезных дефектов. 20 июня корабль прибыл в Кронштадт, где использовался для обучения команд. В октябре 1909 года переведен в класс посыльных судов. Во время Первой мировой войны использовался в качестве тральщика. Исключен из списков флота в ноябре 1925 года.

Морское министерство решило заказать на отечественных заводах сразу 24 миноносца по типу «Пср-нова». Контракт на постройку первых двух был подписан 15 июня 1893 года с заводом Крейтона. 5 февраля 1894 года корабли под именами «Паланген» и «Пакерорт» зачислены в списки флага. На воду их спустили 7 и 21 июня того же года соответственно. Но официально испытывали миноносцы уже под номерами 1 19 и 120 из-за задержки поставки котлов, заказанных фирме «Дю Та миль», начали лишь в июне 1895 года, достигнута максимальная скорость 21,00 и 21,24 уз. Миноносец № 120 до июля следующего года находился в распоряжении Адмиралтейских Ижорских заводов как образец. 3 августа вместе с минным крейсером «Посадник» вышли из Кронштадта в Средиземное море. Многочисленные аварии котлов вынудили миноносцы встать на ремонт в Гавре. Плавание возобновилось 22 декабря и продолжалось до середины февраля 1897 года, когда миноносцы присоединились к Средиземноморской эскадре. Пробыв в заграничных водах почти до Русско-японской войны, они вернулись на Балтику В начале 1912 года корабли были переведены в класс посыльных судов с теми же номерами и приписаны к службе связи. Из списков флота исключены в ноябре 1925 года.

25 ноября 1893 года Московское товарищество Невского механического завода получило от Морского министерства предложение о постройке 10 миноносцев по типу «Пернова». Контракт был подписан 23 февраля 1894 года. Завод обязывался подготовить к испытаниям четыре миноносца (№ 133—1.36) не позднее 1 сентября 1895 года, а остальные шесть (№ 137— 142) — к открытию навигации следующего года. Машины тройного расширения изготавливались для всех строившихся на Невском заводе миноносцев самим заводом. Из-за сложности машин дело продвигалось с трудом. К концу 1895 года было забраковано 32 цилиндра, а в числе годных оказалось всего 14. Котлы приняты водотрубные усовершенствованной системы дю Тампля. Для миноносцев № 133—1.36 котлы были заказаны во Франции, для остальных кораблей завод строил котлы у себя. В марте 1896 года Морским министерством было принято решение перевести эти котлы на нефтяное отопление, 19 марта МТК утвердил разработанные Невским заводом чертежи. Начались переделка угольных ям под мазутные цистерны, монтаж трубопроводов, установка форсунок и дополнительных испарителей, необходимых для покрытия расхода пара при распылении жидкого топлива. Все это отдалило сроки готовности кораблей. Спуск эсминцев № 137—142 на воду состоялся только в навигацию 1897 года. Кроме того, несовершенство системы отопления привело и к значительному недобору скорости (максимальная на испытаниях па полном ходу от 19 до 20.36 уз). В казну все 10 кораблей были приняты is 1907 году. Все миноносцы Невского завода, кроме 142, были в 1911 — 1914 годах исключены из списков флота. № 136 в конце 1912 года погиб в финских шхерах. 142-й участвовал в Первой мировой войне в качестве флагманского корабля охраны водного района крепости Свеаборг. С мая 1918 года находился в Кронштадтском порчу на хранении. 7 апреля Ю21 года расконсервирован, оборудован тральным устройством и участвовал в 1921 — 1922 годах в боевом тралении, получив 12 июня 1921 года имя «Защитник». 1 мая 1923 года затонул в Кронштадте от течи в машинном отделении, позднее был поднят и разобран на металл.

В декабре 1893 года заказ на четыре миноносца (№ 127— 130) получил Ижорскнй завод. Для них были приняты котлы системы Нормана. Для двух кораблей, № 127 и 128 котлы были заказаны во Франции, для двух остальных — па Балтийском заводе. Машины тройного расширения изготовлялись Ижорским заводом. В марте 1896 года Морским министерством было принято решение о переводе котлов миноносцев № 129 и 130 на жидкое топливо по проекту Невского завода. Как и Невский, корабли с угольным отоплением Ижорскнй завод спустил па воду в 1895. с нефтяным — только в 1897 году. В казну корабли приняты в 1898—1900 годах. Миноносцы № 127 и 130 исключены из состава флота в феврале 1911 года, 1st 128 и 129 во время Первой мировой войны использовались в качестве посыльных в отряде судов Або-АландскОй шхерной флотилии. Интернированные в мае 1018 года и Гельсингфорсе по Юрьевскому договору с Финляндией, должны были быть возвращены РСФСР, но из-за плохого состояния были проданы финским фирмам на слом.

По типу «Перпова» было решено построить четыре миноносца для Тихоокеанского флота со сборкой во Владивостоке. Им были присвоены номера 208, 209, 210, 211 Корпуса изготовлялись в Новом Адмиралтействе и на Ижорском заводе в Санкт-Петербурге, котлы и механизмы — на заводе Крейтона. Готовые в основном к середине 1896 года корпуса миноносцев в декабре доставили во Владивосток на пароходе Добровольного флота <• Херсон». В октябре того же года из Санкт-Петербурга па пароходе «Нижний Новгород» отправили части механизмов. А к 1 мая 1897 года закончили освидетельствование восьми котлов, изготовленных в Або. 28 октября во Владивостоке спустили на воду миноносец № 208. Командир Владивостокского порта докладывал о некомплектности поставок частей корпуса, механизмов и другого оборудования, нехватке квалифицированных мастеровых, что не могло не отразиться на качестве и сроках работ. Контрактную скорость, установленную для этих кораблей всего до 18,5 уз, превзошел только миноносец № 209, и то кратковременно. Последний из миноносцев, № 211, закончил испытания только в 1900 году. По «Плану военных действий морских сил Тихоокеанского флота в 1903 году» миноносцы № 208, 210 и 211 входили в Оборонительный отряд Порт-Артура. Осенью 1903 года их перевели во Владивосток, где они вместе с миноносцем № 209 во время Русско-японской войны несли дозорную службу. Миноносец № 208 подорвался 10 июля 1904 года на японской мине у острова Скрыплева. В июле 1911 года миноносцы № 209,210 выведены из состава флота, а в январе 1915 года — и № 211.

1 комментарий:

  1. В этом году мы нашли остатки корпуса миноносца № 208. К сожалению металлический корпус сгнил и осыпался на грунт, но основные детали - паровые машины и котлы к ним так и покоятся на морском дне

    ОтветитьУдалить