среда, 24 февраля 2010 г.

Миноносцы русской постройки по типу «Анакрии»

В результате сравнительных испытаний миноносцев «Адлер» и «Анакрия» постройки фирмы «Шихау» в компанию 1891 года, в начале следующего года управляющим Морским министерством было санкционировано строительство серии миноносцев типа «Анакрия» на российских заводах. Первоначально планировалось построить восемь миноносцев на четырех отечественных заводах, но договор был заключен только с двумя: Путиловским и Ижорским.

Путиловский завод предложил на строящихся миноносцах установить вместо локомотивных новые водотрубные котлы системы дю Тампля и брался их изготовить, так как только он имел исключительное право на их производство. МТК принял предложение и 8 мая 1892 года с обществом Путиловских заводов был заключен контракт па постройку двух миноносцев, причем они должны были представлять точные копии «Анакрии», за исключением размеров машины и расположения вспомогательных механизмов, вызванных установкой котлов дю Тампля. Внешне от прототипа корабли отличались только наличием двух труб вместо одной. Срок готовности кораблей определялся к 1 авп-ста 1893 года.

Адмиралтейские Ижорскис заводы обещали закончить постройку двух миноносцев к навигации 1893 года, но так как Путиловский завод заказ на котлы дю Тампля принял только в декабре 1892 года, сроки выполнения были сдвинуты. В ноябре того же года Морским министерством принято решение о постройке четырех корпусов миноносцев типа «Анакрия» Николаевским портом, механизмы для которых предполагалось заказать па частном заводе. 20 ноября последовало распоряжение выдать Ижор-скому заводу заказ на постройку еще двух миноносцев того же типа, разрешив при этом в случае затруднения в поставке водотрубных котлов установить локомотивные. Такое же решение принято и в отношении четырех черноморских миноносцев (впоследствии только два из них строились по типу «Ана-крии», а два — по типу «Перпова»).

15 ию1 [я 1893 года Ижорский завод спустил на воду «Аспэ-> и «Транзунд->, 24 июля Путиловский — «Тос-ну» и «Домсснес». Из них только миноносец «Тосна» начал испытания в навигацию 1893 года, достигнув в сентябре на мерной миле 20,34 уз. но только в течение четырех минут, после чего в котле обнаружилась серьезная неисправность. Остальные миноносцы к началу навигации не были готовы, а «Транзунд» только в июле следующего года привели в Кронштадт для установки гребного винта и окраски. Испытания продолжились в кампанию 1994 года. Максимальную скорость 18,43 уз «Тосна» показала лишь в течение трех с небольшим минут, «Домеснес» три минуты держал 20 уз, средняя скорость в течение часа составила 19,65 у7з. Машины работали хорошо, но пар держался плохо. На ижорскнх «Аспэ» и «Тран-зунде» уже при 18 уз появились сильные колебания цилиндров машины, и им пришлось вернуться на завод. Не очень удачными оказались и испытания, проведенные в следующем году, миноносцы постоянно возвращались на завод для устранения неисправностей.

В апреле 1895 года миноносцы получили номерные обозначения: 115 («ТОсна»), 116 («Домеснес»), 125 («Аспэ»), 126 («Транзунд»). В дальнейшем все корабли этого типа получали номера вместо имен уже в ходе постройки.

7 и 26 июля 189-1 года на Ижорском заводе СПУСТИЛИ на воду «Голгланд» (№ 121) и «Наргеп» (№ 122), заложенные сразу же после спуска двух предыдущих кораблей.

Вслед за ними завод заложил еще два — № 131 и № 132. Все они строились по чертежам «Лнакрии», но ни один из них не достиг контрактной 21-узловой скорости.

8 кампанию 1899 года на миноносце № 115 проводились опыты «телеграфирования без проводов» по системе А. С. Попова. Балтийские миноносцы № 116,125, 126 оставались в составе флота до 1909— 1910 годов. № 115 и № 131 в 1914 году были раско! i-сервировапы и использовались в качестве катеров пристрелочной станции на Копанском озере, а в 1917 году снова сданы в порт. 7 апреля 1921 года их снова расконсервировали, переоборудовали в тральщики, в июле они получили имена «Пропускатель» и «Трал» соответственно. Но служба в этом качестве продолжалась недолго: из-за сильной изношенности котлов их окончательно вывели из состава флота и 21 ноября 1925 года сдали в ОФИ для разборки на металл. Миноносец № 132 расконсервирован в 191 I году, переоборудован в тральщик и иод именем «Чека» снова вступил в строй балтийского флота. В марте 1918 года из-за невозможности проводки во льдах остался на оккупированной германскими войсками территории Финляндии и в 1922 году продан для

разделки на металл. .

Спуск на воду первого черноморского миноносца этого типа (№ 268) состоялся лишь 25 февраля 1895 года, 11 марта был спущен и второй. Начавшиеся в октябре испытания пришлось почти сразу же прекратить из-за сильной течи в топочных связях. В том же году на переходе из Николаева в Севастополь миноносец № 269, следовавший совместно с минным крейсером «Казарский» и миноносцем № 268, в ночь на 15 ноября на траверзе Херсонссского маяка при перемене курса был протаранен «Казарским» и затонул. Команда успела покинуть корабль. Он затонул на глубине 120 м, поэтому- подъем признали невозможным и в январе 1800 года его исключили из списков флота.

Миноносец № 268 29 сентября 1916 года переклассифицировали в посыльное судно № 11. С марта 1918 года находилось в резерве. 29 апреля 1918 года ушло из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 года было затоплено во избежание захвата германскими войсками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий