воскресенье, 21 февраля 2010 г.

Миноносцы «Даго» и «Котка»

В конце 80-х годов было принято решение о постройке серии недорогих миноносцев по образцу «Ревеля» и «Свеаборга». Основные принципы проектирования такого миноносца были сформулированы в постановлении МТК от 2 т февраля 1888 года. В отличие от прототипа они должны были иметь увеличенную боевую рубку7, машину тройного расширения, один носовой и два поворотных палубных минных аппарата. Котлы решили сохранить локомотивные с дымогарными трубками.

В сентябре 1889 года завод Крейтопа в соответствии с определенными МТК принципами разработал эскизный проект. Длина по ватерлинии сохранена, как у прототипа, 46,8 м. Для обеспечения остойчивости и удобства минных аппаратов ширина по ватерлинии увеличена с 3,75 до 3.92 м, а по верхней палубе с 1,83 до 2.5 м Носовые обводы сделаны более острыми, прямой форштевень заменен таранным. Осадка с винтом уменьшилась до 2,21 м, водоизмещение осталось прежним. При рассмотрении проекта в феврале 1890 года было решено оставить только один палубный минный аппарат, так как была выявлена ненадежность стрельбы из аппаратов, установленных вблизи кормовой оконечности.

Толщина наружной обшивки выше ватерлинии в районе машинного и котельного отделений, шпунтового пояса под ними и верхней палубы составляла 5, у торпедного аппарата — 6,3, в остальных местах — 3 и 4 мм. Восемь водонепроницаемых переборок имели толщину 2—3 мм. Проектная индикаторная мощность машины 1000 л. с. при частоте вращения 325—350 об/мин, рабочее давление котла 12,6 атм, его запас прочности — четырехкратный.

В проекте использована основная конструктивная особенность прототипа — эллипсовидные шпангоуты, образовывавшие характерные, заваленные внутрь покатые борта. Однако общее расположение из-за увеличенных размеров машины тройного расширения и поворотного аппарата на верхней палубе претерпело существенные изменения. Проект разрабатывался по существу заново. Заказ разделили между заводами Крейтопа в Або и Ижорским (по два корабля). По разработанному ижорцами проекту их корабли имели существенные отличия, как от прототипа, так и от крейтоновских кораблей.

18 мая 1891 года корабли, строившиеся в Або. получили названия «Даго» и «Котка». Летом того же года они были спущены на воду. Па испытаниях миноносец «Даго» при индикаторной мощности 1030 л. с. достиг 18,37, а «Котка» при 1004 л. с. — 19,03 уз. В августе 1894 года «Котка» в составе отряда кораблей была отправлена на Дальний Восток. Однако, в связи с необходимостью ремонта серьезных неисправностей котла, была вынуждена остаться в составе эскадры Средиземного моря. В апреле 1895 хода она совершила самостоятельный переход из Ппрея (Греция) в Севастополь и вошла в состав Черноморского флота. Тогда же «Даго» и «Котка» получили вместо названий номера 12-1 и 256 соответственно.

Миноносец № 124 24 декабря 1909 года переведен в класс посыльных судов и получил название «Перископ». Минное вооружение с пего сияли и установили по одному 75-, 47- и 37-мм орудию. 3 ноября 1918 года ушел по Мариипской системе из Петрограда па Волгу и 10 декабря в качестве вооруженного парохода вошел в состав Волжской военной флотилии. 30 ноября 1919 года возвращен в класс посыльных судов и переведен в Онежскую военную флотилию. В 1920 году возвращен в состав Балтийского флота и с 192 1 года участвовал в боевом тралении какТЩ № 15. В 1^22 году с 2 1 марта по 27 апреля корабль входи;1 в состав морпогранохраны. а

11 июля сдан 13 порт на хранение и 1о августа 1923 года отправлен па разборку на металл.

Миноносец № 256 в 1908 году прошел капитальный ремонт, на нем установили новый локомотивный котел. 13 сентябре 191-1 года корабль уже как посыльное судно был выведен из резервного дивизиона миноносцев и приписан к воздушному району службы связи Черноморского флота. На нем был оставлен палубный минный аппарат и установлены по два 47- и 37-мм орудия и пулемет. В задачу его команды входили наблюдение за полетами гидросамолетов над морем и помощь при подготовке к полетам, при авариях и т. д. Во время Первой мировой войны судно сопровождало самолеты, регулярно вылетавшие в море для разведочной и охранной службы на подходе к главной базе Черноморского флота. Со 2 июля 1915 года судно носило имя «Летчик*. 29 сентября его переименовали в посыльное судно № 4 и зачислили в 1-й дивизион посыльных судов. 2 февраля передано на хранение в Севастопольский порт и в 1924 году разобрано на металл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий