суббота, 20 февраля 2010 г.

Миноносцы типа «Биэркэ»

В июле 1889 года был заключен контракт с Обществом Путиловских заводов на постройку двух мино-HOCI 1,св по чертежам Беклемишева, которые впоследствии получили имена «Биэркэ» и «Роченсальм», со сроком готовности I августа 1890 года. Первоначально предполагалось один из них построить с нефтяным отоплением, второй — с угольным. 1б октября того же года в Николаеве подписан контракт на два аналогичных миноносца — «Анапа» и «Айто-дор» с «Товариществом чугунолитейного завода Бел-лино-Фендерих» со сроком сдачи через 16 и 17 месяцев соответственно со дня подписания контракта. Контракт на постройку двух последних миноносцев по проекту Беклемишева, но с угольным отоплением котлов («Гапсаль» и «Моонхунд») был подписан с Обществом Путилокских заводов. Срок готовности -не позже сентября 1891 года.

Все шесть кораблей строились по утвержденной 2 мая 1889 года спецификации и имели следующие основные размеренна: длина по ГВЛ 38,4, ширина 4.47. осадка на миделе (без киля) 1.12 м. Водоизмещение согласно теоретическому чертежу составляло 81 т, толщина палубной и наружной обшивки достигала 3,2 мм. Машины проектной мощностью 1200 л. с. От переделки котлов Бельвиля под нефтяное отопление в процессе постройки пришлось отказаться, так как возникло слишком много непредвиденных трудностей, пришлось заменить их па обычные локомотивные. Только Путиловский завод установил па одном из миноносцев («Рочснсаль-ме») в порядке эксперимента два водотрубных котла дю Тампля со смешанным угольно-нефтяным отоплением. Корабль мог принимать 5 т угля и 10 т мазута, что хватало на 2500 миль плавания экономическим ходом. Причем герметичные угольные ямы могли быть заполнены мазутом, а цистерны для мазута — углем. «Рочепсальм» из-за наличия двух котлов, в отличие от остальных кораблей этого типа, имел две трубы.

Минное вооружение па «Биэркэ», «Роченсальмс» и «Анапе» состояло из двух палубных полуповоротных аппаратов, расположенных по обе стороны боевой рубки, остальные миноносцы имели носовой неподвижный и палубный поворотный аппараты. Для подачи запасных мин Уайтхеда предусматривалась легкая деревянная тележка со складными деревянными рельсами. Артиллерийское вооружение на всех кораблях одинаковое — по две пятиствольные 37-мм пушки Гочкиса.

На заводских испытаниях ни один из миноносцев не достиг контрактной скорости: «Айтодор» показал 19,03, «Анапа» — 17,2, «Биэркэ» — 18,27, «Роченсальм» — 18,52 уз. Не обошлось и без крупных аварий. На «Ай-тодоре» образовалась течь котла, а на «Анапе» поврежден цилиндр главной машины. Потребовался сложный ремонт. Не оправдали себя и двойные рули системы Беклемишева: уже при скорости 15 уз волна за кормой на «Айтодоре» достигала полутораметровой высоты. После продолжительной переписки между заводом и ТМК на «Айтодоре» установили одинарный руль, а позднее и на «Анапе».

В апреле 1895 года балтийские и черноморские миноносцы получили номера: «Биэркэ» — 111, «Рочеисальм» — ] 12, «Гапсаль» — 1 13. «Моонзунд» — 1 14, «Анапа» — 252, «Айтодор» — 253- В том же году «Биэркэ» и «Рончесальм» принимали участие в экспериментах по «срезанию» мины заграждения тралами, буксируемыми миноносцами. Трудность заключалась в том, что на кораблях не было никаких приспособлений для крепления тралов и их приходилось закреплять найтовами за что угодно, даже за боевые рубки. Нередко трал вообще не захватывал мину или буксировал ее с минрепом и якорем под самой кормой миноносца.

В 1909 году большинство балтийских миноносцев было сдано в порт. Черноморские миноносцы «Анапа» и «Айтодо» в ходе Первой мировой войны переведены в класс посыльных судов и получили имена «Учебный» и «Подводник», а с 29 сентября 1919 года номера 1 и 3 соответственно. С них сияли по одному торпедному аппарату и добавили по 47-мм пушке и пулемету. С марта 1918 года находились в порту на храпении, а в 1924 году сданы в ОФИ для разделки на металл.

1 комментарий: