среда, 17 февраля 2010 г.

Миноносцы «Наргэн» и «Гогланд»

В начале 1887 года Ярроу предложил России построить для русского флота 25-узловый миноносец. Управляющий Морским министерством И. А. Шсста-ков, обратив внимание на разнотипность русских миноносцев, предложил выбрать отечественный завод, «который мог бы специализировать постройку миноносцев и употребить на улучшение существующих у нас образцов собственные технические средства». Наиболее подходящим для этих целей заводом он полагал завод Крейтоиа в Або, давно занимавшийся малотоннажным судостроением. В то же время переговоры с фирмой «Ярроу» решено было продолжать.

В мае от Ярроу были получены чертежи и докуг ментация. Тем не менее, для возможности выбора, в августе аналогичный заказ был сделан французскому заводу А. Нормана, а месяц спустя — и заводу фирмы В. Крейтона. В это же время с просьбой о выдаче заказа обратился и Невский завод.

Завод Крсйтопа из-за обилия заказов на минные катера не смог сразу приступить к проектированию, но. не имея опыта строительства миноносцев, он это время использовал для сбора и обработки информации. После представления заводом в мае 1888 года

чертежей и спецификации МТК сравнил проекты Ярроу, Нормана и Крейтона и пришел к выводу, что только последний из них отвечает всем требованиям. Невский завод со своим проектом вообще не справился. 18 октября того же года с Крейтоном был подписан контракт на постройку двух миноносцев «из самой мягкой стали, изготовленной по способу Сименс-Мартена, с механизмами тройного расширения пара в 1800 индикаторных сил». Срок сдачи кораблей оговаривался не позднее десяти месяцев после заключения контракта и дополнительного месяца на заводские испытания.

В процессе проектирования определились следующие размеры миноносцев: длина по ватерлинии 46,6, наибольшая ширина 4,96, глубина трюма на миделе 3,05, углубление 2,36 м. водоизмещение 152,5 т. 12 переборок разделяли корпус на 13 водонепроницаемых отсеков. Верхний пояс наружной обшивки имел толщину 3,2—4,8, обшивка в районе машинного и котельного отделений — 4,4, в носу и корме — 4,0 мм; палубный настил в середине корпуса имел толщину 4,0, уменьшаясь к оконечностям до 3,2 мм. Команда из 16 человек размещалась в минном отделении на рундуках, борт над которыми обшивался деревом. Каюта командира и кают-компания отделаны красным деревом. Все внутренние металлические поверхности покрывались пробковой мастикой — толченой пробкой, смешанной с масляной краской: Обе боевые рубки изготовлялись из стальных листов толщиной 2,3 мм (крыши — 6,4 мм). Для уменьшения девиации компаса передняя часть носовой рубки у нактоуза формировалась из 12.7-мм бронзовых листов. Рубки для обзора имели иллюминаторы и подъемные крыши с люками для командира и рулевого. На миноносцах, кроме одного неподвижного носового, впервые было установлено по два поворотных палубных минных аппарата.

Два котла системы Крейтопа устанавливались в котельном отделении практически вплотную друг кдру-гу. При таком расположении оказалось, что замена дымогарных трубок без подъема котлов из корпуса невозможна. К сожалению, это заметили уже после установки котлов. Чтобы не переделывать полностью котельное отделение, было примято решение увслпчпть толщину ста юк дымогар! ibix трубок с 2 до 3.5 мм fljui увеличения срока их службы. Две главные паровые машины работали каждая на свой винт. Отработанный пар отводился в холодильник или за борт. Угольные ямы емкостью 18 т размещались но бортам в машинном и котельном отделениях и между ними поперек корпуса на Ы т. Семь водоотливных эжекторов обеспечивали откачку воды, по количеству равной-водоизмещению корабля, в течение 15 мин. Кроме того, имелись две центробежные и две паровые помпы. Жилые помещения имели паровое отопление.

В снабжение каждого миноносца входило два якоря но 190 и 110 кг. три съемные мачты с парусным вооружением и две шлюпки — двойная парусиновая и металлическая с воздушными ящиками. Леерное ограждение из стальных стоек и труб, палуба между стопками покрывались парусиной, крепившейся к палубе винтами. У всех сходов и кормового рулевого колодца лежали решетчатые щиты.

В аыустс 1889 года корабли были зачислены в списки флота и получили имена «Наргэн» и, «Готланд». Несмотря на то. что заготовка материалов завершилась к февралю 1883 года, завод не смог уложиться в контрактные сроки: «Наргэн» сошел на воду лишь 3 ноября, а "Готланд» — 5 декабря. Заводские испытания начались с открытием навигации 1890 года. Оба миноносца не показали контрактной скорости, показав на мерной миле лишь немногим более 20 уз. При этом после часового пробега перегрелись подшипники главных машин, у «Наргэна» погнулась лопасть винта, «Гогланд» потерял левый винт и при этом повредил машину. Зиму 1990—1991 годов они провели в Кронштадтском доке, где были установлены новые винты, произведена полная переборка машин, бронзовые подшипники заменены баббитовыми. В результате осенью 1991 года на сравнительных испытаниях миноносцев различных заводов миноносцы Крсйтона показали наилучшие результаты, поэтом в феврале 1802 года именно их выбрали для пополнения русского флота на Тихом океане.

Миноносцы решено было отправить своим ходом в сопровождении портового судна «Силач», погрузив на него необходимые припасы. Выход отряда был назначен на 1 августа 1892 года- Перед выходом завод провел дополнительные работы: по всему корпусу установили парусиновый фальшборт. Во внутренних помещениях под подволоками закрепили на рейках парусину, оборудовали дополнительные кубрики, металлические шлюпки заменили деревянными, минные аппараты и боезапас сняли и отправили во Владивосток пароходом «Кострома», а на освободившееся место поставили дополнительные цистерны для пресной воды. 16 августа корабли ушли в Бьорке, откуда 22-го отправились на Дальний Восток. Миноносцы выдержали тяжелые условия перехода через три океана. Пришлось провести два крупных ремонта в Ярмуте и Шербуре, но, несмотря па полную замену трубок в котлах, «Наргэн» большую часть пути прошел на буксире.

Во Владивосток отряд прибыл 23 июня 1893 года. Приказом по Морскому7 ведомству от 27 июня миноносцы были зачислены в состав Сибирского флотского экипажа. 30 июля они сменили свои названия: «Наргэн» па «Уссури», а «Гогланд» — «Су нгари». В 1898 году вместо имен они получили бортовые номера 203 и 204 соответственно. К началу русско-японской войны 1904—1905 годов они находились в составе Владивостокского отряда.

Во время набеговой операции русских миноносцев на порт Гензаи (Корея) в июне 1904 года 204-й наскочил на камень и у него заклинило руль в положении «на борг». Попытки отбуксировать аварийный корабль во Владивосток, сломать заклиненный руль, чтобы не мешал буксировке, окончились неудачей. В 20.00 17 нюня миноносец был затоплен. 203-й после Окончания войны оказался на приколе и в 1907 году исключен из списков флота.

Комментариев нет:

Отправить комментарий