вторник, 16 февраля 2010 г.

Разборные миноносцы «Янчихэ» и «Сучена»

В начале 1886 года Владивосток был выбран основной базой Тихоокеанской эскадры русского флота. В связи с этим возникла необходимость срочного усиления обороны базы миноносными силами. Доставка

миноносца? на транспортных судах в разобранном виде оказалась в то время единственно возможным вариантом их транспортировки. В середине февраля 1886 года временно управляющий Морским министерством предложил МТК приступить к разработке проектного задания по типу строящихся заводом Шихау

В качестве прототипа был выбран .миноносец типа «Або». При этом было предложено разделить корпус корабля на отсеки, каждый из которых должен начинаться и заканчиваться водонепроницаемой переборкой и представлять собой своеобразную изолированную секцию. При этом в местах соединений получались двойные переборки. По предварительным расчетам достаточным оказывалось разделение корпуса на 6 секций. Наибольшую массу в 13 т при длине 6,7 м имела секция, включавшая котельное отделение. Самая легкая, носовая, имела массу 5 т при длине 5,7 м.

На основании полученных с завода рабочих чертежей в МТК были составлены «таблицы размере-ния и приблизительного веса миноноски типа Шихау из шести отдельных частей». Морское министерство обратилось к отечественным заводам с предложением «взять па себя постройку двух разборных миноносцев для Владивостокского порта». При этом оговаривалось, что в срок до 15 июня 1887 года корабли, после сдаточных испытаний, должны быть разобраны и подготовлены к транспортировке.

Победителем конкурса стало Русское общество механических и горных заводов, новый владелец Невского завода. Уже 29 сентября 1886 года завод приступил к заготовке материала. Контракт был подписан 24 декабря.

Своими главными размерсниями (длина 39, ширина 4,8. углубление 2,05 м), конструкцией корпуса, внутренним расположением, устройством энергетической установки разборные миноносцы практически не отличались от прототипа. Непредвиденные работы, вызванные допущениями при переработке конструкторской документации, затянулись до конца 1886 года, и только к следующему февралю на стапелях стали прорисовываться контуры миноносцев. Они получили заводские номера 1 и 2.71исты наружной обшивки между собой и со шпангоутами на стыках секций соединялись болтами с потайными головками и заклепками, которые надлежало вырубить при разборке.

Миноносец № 1 был спущен на воду в конце июня. № 2 — в первых числах июля. 11 июля миноносцы получили имена «Янчихе» (NT) и «Сучена» (№ 2) и зачислены в состав флота.

После установки в конце сентября минного вооружения и незначительных переделок, миноносцы могли начать испытания, по подвела непогода. «Янчихе» вышел па мерную милю в открытой части Санкт-Петербургского канала 3 октября. Посте четырех пробегов он показал среднюю скорость 19.6 уз при мощности машины 969 л.с 17 октября на участке Петербург-Кронштадт в испытаниях участвовали уже оба миноносца. 31 октября «Сучена» на трехчасовом пробеге достигла средней скорости 19,59 уз при мощности машины 883-4 л.с. В ноябре корабли подняли в эллинг невского завода для осмотра, приведения в порядок и сдачи. Посте разборки и упаковки в контейнеры миноносцы в феврале J88.S года были приняты в казну, а с открытием навигации доставлены во Владивосток, где были собраны и в мае 1889 года спущены на воду.

17 января 1898 года миноносцы получили № 201 и 202 вместо имен Русско-японская война застала их во Владивостоке. Несмотря на изрядно изношенные механизмы, они продолжали нести боевую службу на ближних подступах к Владивостоку. В июне 1904 года миноносцы участвовали в набеговой операции на Гензан (Корея), а в апреле следующего года №201 — на остров Хоккайдо.

После войны оба миноносца некоторое время занимались тралением подходов к Владивостокскому порту, а затем были поставлены на прикол. В июле 1911 года они исключены из списков флота.

Комментариев нет:

Отправить комментарий