понедельник, 15 февраля 2010 г.

Миноносцы типа «Або»

После постройки миноносцев в Англии и Франции Морское министерство обратилось также к германской судостроительной фирме «Шихау» в Эль-бингс. Ф. Шихау согласился принять заказ на корабли, подобные построенным фирмой для германского флота. Он гарантировал скорость не менее 19 уз при полном вооружении и запасе угля, обеспечивающем дальность плавания 1200 миль при 10-узловом ходе.

28 августа 1885 года уполномоченный фирмы «Шихау» заключил с представителем морского министерства контракт на постройку трех миноносцев для Балтийского флота. Второй контракт, заключенный 16 ноября, предусматривал постройку шести миноносцев для Черноморского флота. Все девять миноносцев строились по единому чертежу и были

«совершенно тождественны друг другу, как по размерам, так и внутреннему расположению».

Корабли имели длину по ватерлинии 39, наибольшую ширину 4,8, наибольшее углубление 2,05 м, проектное водоизмещение при 17-тонном запасе угля 87,5 т. Несмотря на замечания МТК, толщину листов корпуса оставили без изменений, как на германских миноносцах. Горизонтальный киль под машиной и котлом имел толщину 4.5, к корме — до 3 мм. Палуба над минными аппаратами имела толщину 5 мм. Толщина листов обшивки в районе машинного отделения и в носовой части составляла 4, к корме — до 3 мм. Семь водонепроницаемых переборок делили миноносец на 8 отсеков. Имелись две боевые рубки эллиптической формы: в носовой находился штурвал, машинный телеграф и компас; в кормовой, служившей штурманской, висел барометр, хранились штурманские приборы и карты. Через рубки осуществлялся вход в минное с помещением для команды и офицерское отделения. Для входа в остальные отделения на верхней палубе имелись герметически закрывающиеся люки с комингсами высотой 400 мм. Верхняя палуба покрывалась «пробковой клеенкой», которая, по отзывам командиров, оказалась очень низкого качества — уже через месяц службы пробка начала выкрашиваться.

Минное вооружение, состоявшее из двух носовых неподвижных минных аппаратов калибра 381 мм и четырех (две запасные) сталебронзовых мин Уайтхеда и изготовлявшееся на Санкт-Петербургском металлическом заводе, должно было доставляться в Эльбинг за восемь недель до сдачи каждого судна.

К сожалению, его масса превысила предусмотренные проектом 4,5 т, из-за чего при встречном ветре миноносец сильно зарывался носом. Две 37-мм пя-тистволытые пушки Гочкиса располагались на тумбах по бортам в районе машинного люка. Предусматривалась возможность установки еще двух пушек на боевых рубках, которые имели соответствующие подкрепления и тиковые решетчатые площадки для комендоров.

Локомотивные котлы, рассчитанные на давление 12 ат. позволили установить новые по тому времени машины тройного расширения. При этом КПД машинно-котельной установки достиг 12%, что намного превышало КПД машин старых типов. Индикаторная мощность по контракту оговаривалась 900-1000 л.с. Производительность водоотливных эжекторов 58 кв.м. Три легкие деревянные мачты могли нести паруса общей площадью 58 кв.м.

Ввести в строй в первую очередь было решено черноморские миноносцы. Первым из них сошел на воду 12 февраля 1886 года миноносец под заводским № 313. В тот же день на него установили котел, а через два дня и машину. 21. 27, 28 февраля, 1 I и 14 марта были спущены еще пять кораблей. Три балтийских миноносца намечались к спуску в конце марта — начале апреля. Уже в процессе постройки балтийским миноносцам были присвоены номера с восьмого по десятый, а черноморским — с одиннадцатого по шестнадцатый.

Миноносец № 12 (заводской № 313) вышел на ходовые испытания 21 марта 1886 года. При подходе к Пиллау в плавающем льду он погнул лопасти винта, и его пришлось отбуксировать обратно в Эльбинг и поставить в док. Миноносцы №№ 11 и 14 вышли на испытания 26 марта. Средняя скорость после трехчасового пробега составила 21,63 и 22,24 уз соответственно. Вскоре все три миноносца начали готовить к переходуна Черное море по внутренним водным путям. Были сняты гребные винты, корабли полностью разгружены, поставлены на ровный киль. Углубление после этого не превышало одного метра. В первых числах апреля миноносцы под общим командованием лейтенанта А. М. Абазы вышли изЭльбинга на буксире колесного парохода. Они прошли по Висле, Бугу, Припяти и Днепру. В Брест-Литовске на кораблях подняли военно-морские флаги. Мелководные реки и днепровские пороги пришлось преодолевать «па бечевах. шестах и веслах». Через мели «переваливались... при помощи домкратов и разных рычагов собственного изобретения». В Николаев прибыли на буксире 5 мая.

На миноносцах №№ 13, 1 5 и 16 ходовые испытания начались 16 апреля и закончились 4 мая. Было принято решение отправить их в Черное море собственным ходом вокруг Европы в полном боевом вооружении. Придя в Либаву где находилось все необходимое снаряжение, корабли после нескольких дней стоянки направились в Гавр. Там на заводе Нормана в конце мая было установлено артиллерийское вооружение и проведено электрическое освещение. Оттуда они вышли в Севастополь, куда прибыли в середине июля.

В июне 1886 года успешно прошли испытания балтийских миноносце №№ 8,9 и 10. Они также показали скорость выше контрактной — соответственно 22,6, 22,2 и 22 уз. С июля все номерные миноносцы получили названия: № 8 — «Або», № 9 — «Винда-ва», № 10 — «Либава», №11 — «Ялта», № 12 — «Новороссийск», № 1 3 — «Чардак», № 14 — «Кодор», №15 — «Килия», № 16 — «Рени».

В 1891 года началась трехгодичная программа испытаний торпедных аппаратов совкового типа (вначале на «Виндаве», затем на «Або»), после чего они были приняты на вооружение русского флота. С 1895 года миноносцам вместо названий снова присвоили номера: 108 («Або»), 109 («Виндава»), 110 («Либава»), 261 («Кодор»), 262 («Килия»), 263 («Новороссийск»), 204 («Рени»), 205 («Чардак»), 2б6 («Ялта»). В 1010 года балтийские, а через год и черноморские миноносцы этой серии (кроме 2бЗ, исключенного в 1913 году) исключили из списков флота и сдали в порт. № 261 во время первой мировой войны служил дезинфекционной баржей под названием «Санитар».

Дольше всех из миноносцев этого типа прослужил № 108: 16 мая 1918 года он был расконсервирован и под именем «Илим» в качестве посыльного судна передай в распоряжение минной дивизии Балтийского флота; 15 октября 1918 года по Мари-инской системе ушел на Волгу и 1 ноября вошел в состав Волжской военной флотилии в качестве вооруженного парохода. В течение 1919 года переклассифицирован в канонерскую лодку, затонул в результате столкновения, поднят, снова введен в строй и переведен в разряд посыльных судов. В 1920 году возвращен в состав Морских сил Балтийского моря и участвовал в тралении 1020—1922 годов в качестве тральщика. С 24 октября 1922 по 14 февраля 1923 года в качестве сторожевого судна входил в состав морпогранохраны, после чего сдан в порт на хранение и 26 марта 1925 года сдан для разборки на металл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий