воскресенье, 14 февраля 2010 г.

Миноносцы «Ревель» и «Свеаборг»

Летом 1884 года Морское министерство дало указание военно-морскому агенту во Франции капитану 2 ранга Е. И. Алексееву выяснить возможность заказа миноносцев, удовлетворяющих разработанным МГК требованиям. Он предложил принять предложение фирмы «Норман». Фирмой был разработай проект 100-топпого миноносца с усиленной прочностью и улучшенными мореходными качествами, с наибольшей скоростью 19 уз и дальностью плавания 1500 миль экономическим ходом 10,5—11 уз. Срок окончания — 13 месяцев со дня подписания контракта.

Направленные в Россию чертежи рассматривались на заседании МУК 11 января 1885 года и были одобрены. Некоторые требования, высказанные в ходе обсуждения, предстояло выполнить при детальной разработке проекта. 4 апреля 1885 года Морское министерство приняло решение заказать сразу два миноносца. При окончательном обсуждении контракта завод предложил применить на кораблях прямой форштевень вместо «шпироппого» (таранного) на миноносцах типа «Поти». поскольку оно «ослабляет плавучесть носовой части и служит причиной постоянного присутствия воды на палубе». 17 мая Норман получил сообщение о принятии всех предложенных им изменений, за исключением наклона минных труб, который должен быть не менее 3 градусов. Согласно заключенному 15 июня 1885 года контракту срок готовности первого миноносца назначался через 13. второго — через 14 месяцев. 3 марта 1886 года миноносцы под №№ 5 и 6 были зачислены в списки флота.

Основные элементы и характеристики миноносцев следующие: полное водоизмещение 109 т. длина по ГВЛ 46.8. ширина по ГВЛ 3-8, осадка носом 0.8. кормой 2,6 м, проектная индикаторная мощность главной машины системы компаунд 800 л.с, полный запас угля 31,5, нормальный — 1,4 т. котельной воды 0,6 т; дальность плавания при нормальном запасе топлива составляла 1500 миль. Масса корпуса составляла 39,5% от водоизмещения, что являлось наивысшим показателем для того времени. Связи набора и обшивки имели весьма значительные толщины: шпангоутов 4,5, килевого пояса обшивки 5, обшивки

носовой части 6.3- днища 1, палубного пастила 5-6,3 мм. Корабль имел девять главных водонепроницаемых отсеков, причем непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых двух смежных. Обычный кормовой руль и Подъемный балапсир-ный кормовой управлялись паровым и ручным штурвалами. Котел — одпотопочный. локомотивного типа с рабочим давлением 9 атмосфер и полной нагревательной поверхностью 140 кв.м. Дымовая труба смещена or диаметральной плоскости к правому борту. Водоотливные средства состояли из трех паровых эжекторов производительностью по 160 т/ч и трех по 80 т/ч. Машинный телеграф — звонкового типа. Предусматривалось два адмиралтейских якоря массой 192 и 128 кг-, для подъема которых служил ручной шпиль. Вспомогательное парусное вооружение,, состоявшее из пяти парусов обшей площадью 114 кв.м. поднималось на трех мачтах.

Минное вооружение, изготовленное в Санкт-Петербурге, состояло из двух неподвижных минных аппаратов калибра 381 мм. расположенных под носовой палубой. Две запасные мины располагались в трюме минного отделения. Артиллерийское вооружение состояло из двух 37-мм пушек Гочкиса. Они располагались побортно: левая — напротив дымовой трубы, правая — впереди трубы. Впоследствии вместо этих пушек установили пятиствольные 47-мм орудия той же фирмы.

29 июля 1886 года миноносцы № 5 и 6 получили имена «Свеаборг» и «Ревель». Второй из них был спущен на воду в начале августа и 23 сентября успешно завершил официальные испытания. При 384 оборотах винта он па трехчасовом пробеге показал среднюю скорость 19,7 уз. При полном запасе угля дальность плавания должна была достигнуть примерно 3200 миль. 28 сентября «Ревель» поднял флаг и вымпел. Начался осмотр механизмов, установка минных приспособлений и орудий, приемка снарядов и запасных частей. 12—13 октября миноносец впервые вышел в море со штатной командой.

17 октября «Ревель» покинул Гавр и 5 ноября 188о года ошвартовался в Кронштадте.

На «Свеаборге», спущенном на воду 19 сентября 1886 года, официальные испытания завершились 16 ноября. Средняя скорость полного хода при индикаторной мощности машины 802 л.с. и 286 об/мин составила 19,6 уз, дальность плавания — 3480 миль. 4 декабря «Свеаборг» вышел из Гавра и в середине декабря прибыл в Ревель, а затем перешел на зимовку в Кронштадт.

В течение ряда лет оба миноносца находились в составе Балтийского флота. В 1894 году в связи с осложнением военно-политической обстановки па Дальнем Востоке, миноносцы, в составе отряда кораблей, направились сначала в Средиземное море, затем через Суэцкий капал и два океана прибыли во Владивосток. 21 мая 1895 года «Свеаборг» и «Ревель» были зачислены в состав Сибирской флотилии.

17 января 1898 года «Свеаборг» и «Ревель» вместо имен получили номера 205 и 206 соответственно. В августе 1911 года их перевели в класс посыльных судов. А еще через два года исключили из состава флота.

Комментариев нет:

Отправить комментарий