суббота, 13 февраля 2010 г.

Миноносец «Выборг»

В июле 188ч года русский военно-морской агент (атташе) в Англии капитан 2 ранга В. М. Линдеп получил от фирмы «Ярроу» проект миноносца со скоростью 20 УЗ. После корректировки и согласования изменений, в начале февраля 1885 года в Россию были отправлены необходимые документы. Однако обострение отношений с Англией в феврале 1885 года приостановило оформление заказа. Когда конфликт1 был улажен, выяснилось, что фирма «Джеймс и Джордж Томпсон», владевшая судостроительным заводом на реке Клайд близ Глазго, предлагает более выгодные условия. Рассмотрение проекта было поручено члену М1К корабельному инженеру капитану Э. Е. Гуляеву. И хотя он и главный инженер-механик флота генерал-лейтенант V И. Соколов возражали против заказа корабля фирме, которая не имела опыта строительства миноносцев. Гуляев, на случай заключения контракта, сформулировал в 25 пунктах поправки к нему Наиболее существенные из них: применение менее твердой и более эластичной стали для корпуса, улучшение поворотливости на полном ходу, ограничение частоты вращения гребных винтов на полном ход\ до 350 об/мин, замена пушек Нордснфельда пушками Гочкиса, уточнение условий испытаний и взыскания штрафов с фирмы за невыполнение своих обязательств. Б подписанном 18 сентября 1885 года контракте были учтены все сделанные МТК поправки, срок окончания постройки назначен па 1 мая 1886 года. Две 37-мм пятиствольные пушки были заказаны заводу Гочкиса близ Парижа, минное вооружение — в России. В октябре 1886 года завод Томпсона приступил к постройке корпуса и механизмов. Наблюдающими за работами по корпусной части назначили штабс-капитана К. А. Орловского, по механической — поручика Н. А. Пастухова.

Корабль имел наибольшую длину 45,1, наибольшую ширину 5.2. среднюю осадку в полном грузу 1,6 м. Водоизмещение при запасе угля на 1200 миль плавания 10-узловым ходом составляло 125, при полном запасе 14 т — 160 т. 13 водонепроницаемых переборок (десять из них доходили до верхней палубы) образовывали 14 отсеков, причем непотопляемость обеспечивалась при затоплении любого из них. Для достижения высокой скорости корабля фирме пришлось максимально снизить массу корпуса. Для этого пришлось уменьшить ТОЛЩИН) ОСНОВНЫХ деталей набора: вертикального киля до 6, горизонтального — 3, шпангоутов — менее 4. флоров -1.8 мм; толщина листов наружной обшивки в средней части не превышала 4.5. в оконечностях — 3. а листов настила верхней палубы и переборок — всего 2—3 мм.

Для улучшения поворотливости предусматривалось два руля: носовой и кормовой, причем второй из них впервые в практике строительства миноносцев был спроектирован полубалапсирпым. Имелось два поста управления: в боевой рубке и запасной кормовой. Каждый оборудован паровым и ручным штурвалами, машинными телеграфами и переговорными трубами. Десять входных и световых круглых люков с очень высокими комингсами основательно загромождали верхнюю палубу. Пушки располагались по бортам впереди дымовых труб, два минных 381-мм аппарата — под утолщенным палубным настилом бака.

Два паровых котла локомотивного типа и две главные машины двукратного расширения суммарной индикаторной мощности 1300 л.с. защищались бортовыми и поперечными угольными ямами. Помещения миноносца освещались 30 электрическими лампами, имелись электрические отличительные огни, мощный прожектор. Водоотливные устройства из 10 эжекторов и двух циркуляционных помп имели суммарную производительность свыше 2000 куб.м/ч. В ходе испытаний якорь системы Бак-стера, оказавшийся слабым, пришлось заменить болес массивным. Вспомогательное парусное вооружение — три мачты с четырьмя парусами.      ,

Строящийся миноносец 2 марта 1886 года приказом по Морскому министерству зачислен в списки флота под Nu 7. К концу апреля на корабль погрузили котлы, завершалась сборка машин в цехе. В мае провели гидравлические испытания котлов и холодильников, установили дымовые трубы и минные аппараты, заканчивалась сборка вспомогательных механизмов, производилась клепка листов наружной обшивки и переборок, установка дейдвудных труб. Стремясь избежать штрафа за несвоевременную сдачу корабля, владельцы завода форсировали ход работ, нередко в ущерб качеству. 24 июня миноносец был спущен на воду: Через педелю начались швартовые испытания, при этом продолжались достроечпыс работы. Когда начались пробные выходы, поломки следовали одна за другим.

20 июля 1886 года миноносец № 7 получил название «Выборг». На ходовых испытаниях была достигнута наибольшая скорость 2 1.9 уз. Но. как уже упоминалось выше, такая скорость была достигнута за счет существенного ослабления корпуса. Это сказалось уже на переходе в Россию, куда корабль отправило! 18 октября, через пять дней после поднятия флага и вымпела. 24 октября, при 7-балльном ветре и сильном волнении, оказалась поврежденной носовая оконечность, стрелка прогиба нескольких шпангоутов доходила до 18, а палубных листов — до 13 мм. Повреждения исправляли в Гавре на заводе Нормана. Лишь 10 декабря корабль прибыл в Ревель.

«Выборг» стал первым русским миноносцем, перешагнувшим 100-тонный рубеж водоизмещения. Правда, необходимо отмстить, что еще в 1877 году в России был построен «первый в мире, — как его принято называть, — мореходный миноносец» «Взрыв». Но сто можно отнести к классу миноносцев только с очень большой натяжкой. При водоизмещении 134 т корабль имел яхтенные обводы и один подводный минный аппарат, проходивший через утолщение в форштевне. Из-за рыскливости, валкости, недостаточной (12,3 уз) скорости и малой дальности хода мины атака движущегося корабля противника была практически певозможз га.

«Выборг» вошел в состав практической эскадры Балтийского флота. С целью сравнительных испытаний в кампанию 1887 года участвовал в совместном плавании отряда миноносцев, построенных на отечественных и зарубежных заводах. Он показал наихудшую экономичность (расход угля по сравнению с другими кораблями был выше в 2—3 раза), па нем несколько раз обнаруживались различные неисправности. Отмечался большой шум вентиляторов, «лязг и дребезжание» машин на полном ходу, выброс пламени и раскаленных кусочков угля из дымовых труб, вибрация кормы и всей палубы.

8 апреля 1895 года корабль вместо имени получил № 102. В январе 1896 года поступило распоряжение Морского министерства о переделке миноносца N" 102 под нефтяное отопление Испытания оказались обнадеживающими. Но практически па нефтяное отопление в нашем флоте перешли только после русско-японской войны.

Последние годы службы, вплоть до исключения из состава флота 24 декабря 1009 года, миноносец использовался в качестве учебного корабля".

Комментариев нет:

Отправить комментарий