понедельник, 8 февраля 2010 г.

Миноносец «Сухум»

Миноносец «Сухум» был вторым из заказанных для русского флота. Разработка задания на новый миноносец с учетом результатов испытания и эксплуатации «Батума» велась с 1880 года корабельным инженером Н. В. Долгоруковым с участием бывшего командира «Батуми» И. М. Зацареппого. Составлеп-ный Долгоруковым проект технического задания после рассмотрения и всестороннего обсуждения па заседании Морского технического комитета в феврале 1882 года направили в Минную часть Кронштадтского порта для дальнейшей разработки. В окончательном виде техническое задание предусматривало постройку миноноски, способной без пополнения запасов угля делать переходы в 1000 миль со скоростью не менее 10 уз. При этом оговаривалось, что она должна «не форсируя машины и котлов», «н полном боевом вооружении» поддерживать 18 уз в течение 3 часов.

В декабре 1882 года управляющий Морским министерством распорядился заказать по этому заданию для Черноморского флота четыре корабля усовершенствованно]© типа миноноски «Батум». Заказ на один из них («Сухум») разместили в Англии на заводе Торникрофта. остальные три — на разных заводах во Франции.

При заключении контракта Торникрофт настоял на ограничении нагрузки сверх запасов угля для 1000-мильного перехода шестью тоннами, включавшими только массу вооружения, боезапаса и команды. Лишь при таком условии он гарантировал 18-уз-ловую максимальную скорость.

Толщина листов наружной обшивки составляла 3,2 мм. Сталь, пошедшая на корпус, предварительно испытывалась по правилам английского .Адмиралтейства. Большое внимание уделялось подкреплению корпуса. Этому способствовал кожух, простиравшийся от боевой рубки до кормовой переборки.

Число водонепроницаемых переборок выбиралось из расчета сохранения кораблем возможности двигаться и управляться под машиной или парусами при затоплении одного отсека. Так как таран в то время считался одним из боевых приемов миноносцев, их носовые части имели весьма солидные подкрепления.

Миноносец снабжался двумя рулями: обычным кормовым и выдвижным носовым, убиравшимся в специальный колодец в носовом отделении. Управление осуществлялось двумя штурвалами. С помощью боевого штурвала, установленного в рубке и имевшего привод к паровой рулевой машине, приводились в действие оба руля одновременно, вторым походным с ручным приводом, установленным на верхней палубе в средней части корабля — лишь кормовой руль. Боевая рубка была значительно увеличена по сравнению с «Батумом» и собиралась из стальных листов толщиной 6,4 мм. Кроме штурвала в рубке находились машинный телеграф и манометр, показывавший давление пара в котле, сюда же выходили приводы минной стрельбы.

Перед походным штурвалом находился нактоуз с компасом. Для 16 человек экипажа предусматривались помещения, снабженные всем необходимым для жизнеобеспечения в длительном плавании. Отделка офицерских кают тиком и красным деревом придавали им, по отзывам командиров, «чрезвычайно изящный и даже роскошный вид. напоминающий отделку богатых яхт». Впервые, для покрытия верхней палубы применили кортесин, представлявший собой парусину с толстым слоем измельченной в порошок пробки.

Средства спасения составляли две шлюпки (деревянная и парусиновая складная), дна спасательных круга и пробковые жилеты по числу членов экипажа. Два якоря массой 40 и 80 кг оказались слишком легкими, плохо забиравшими грунт; для 1ь\ подъема служили ручные лебедки, а для укладки на каты — кат-балки пли тали.

«Сухум» имел водоизмещение 6^ т, длину по гр\ зо-вой ватерлинии (ГВЛ) 34,4, ширину 3,81, осадку носом 0,61, кормой, с выступающим ниже основной линии на 0,7 м гребным винтом — 1,91 м. На миноносце была установлена двухцилиндровая машина компаунд индикаторной мощности 698 л.с. и обычный локомотивный котел с одной топкой. Весь запас топлива (10—12 т), необходимый для 1000-мильного перехода, помещался в угольных ямах, которые были водонепроницаемыми и располагались но сторонам котла, являясь одновременно и сто защитой. Для питания котлов предусматривался запас пресной воды около тонны. В дополнение к машине миноносец пес парусное вооружение.

Минное вооружение состояло из двух носовых минных аппаратов, расположенных на три фута (0,91 м) выше ватерлинии под углом 4 градуса. \ loco-вые срезы аппаратов закрывались «лекальными покрышками», логически продолжавшими носовые обводы. Так как носовая палуба имела недостаточную толщину для защиты от нуль и осколков, аппараты накрывались еще и кожухом. Из четырех мни Уайтхеда две постоянно хранились в аппаратах, две — под разборной палубой минного отделения. Для перезарядки они поднимались и вводились в аппараты с помощью направляющих и дифференциальных талей. Основное достоинство минного вооружения заключалось в возможности вести стрельбу минами различных калибров, что имело большое значение, так как тип мины Уайтхеда для русского флота еще не определился.

Миноносец вооружался двумя пятиствольными 37-мм пушками системы Гочкиса. устанавливавшимися по бортам на съемных медных колонках. Эти приспособления испытывались заводом Гочкиса в 1882 году па модели миноносца «Сухум». Во время переходов пушки, оказавшиеся неэффективными даже при незначительном волнении, обычно снимались и хранились в минном отделении.

Испытания миноносца начались летом 1883 года. При водоизмещении в 59 т (за счет ограничения нагрузки) была достигнута скорость 18,9 уз. Когда миноносец снабдили всем необходимым для плавания, его водоизмещение возросло до 64 т, а скорость уменьшилась па 1 уз. Осенью того же года миноносец прибыл в Севастополь. Свою первую кампанию

1884 года он провел в составе Черноморского учебного минного отряда.

В апреле 1895 года миноносец вместо названия получил номер 257 и находился и составе флота до 23 декабря 1907 года, после чего был исключен из списков и передан в распоряжение порта. В апреле 1919 года взорван в Севастополе отступающими из Крыма английскими войсками. В 1922 году разобран на металл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий