воскресенье, 7 февраля 2010 г.

Миноносец «Батум»

Еще в конце 1878 года в Липши были заказаны две миноноски, но после обострения дипломатических отношений они вошли в состав английского флота, а предоплата была возвращена России. Позднее, в 1880 году, на эти средства на заводе фирмы «Ярроу» заказали миноноску, получившую название «Батум». По расчетам миноноска доллаш была при небольшом водоизмещении «атаковать неприятеля не только при совершенно спокойном состоянии моря, ходить достаточно скоро... иметь достаточный запас угля, чтобы крейсировать». Чертежи общего расположения и минного вооружения разрабатывались русскими морскими офицерами под руководством вице-адмирала И. Ф. Лихачева. Рабочую документацию выпускал завод, но выполнил это недостаточно качественно. После прибытия в Николаев обнаружилось несоответствие фактических очертаний корпуса теоретическому чертежу. Стремясь достигнуть контрактной скорости, завод старался во что бы то ни стало снизить массу корпуса, даже в ущерб его прочности, что впоследствии привело к большим дополнительным работам и различным переделкам.

При наибольшей длине 30.5, ширине 3,8, углублении носом 0.8, кормой 1.9 м, водоизмещение полностью снаряженного корабля составило 48,4 т. Стальной корпус разделялся семью водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков. Толщина листов наружной обшивки, палубы и боевой рубки составляла 3,2 мм. Паровая машина системы компаунд (официальных сведений о ее мощности нет-, так как индикаторные диаграммы за неимением времени не снимались) приводила во вращение двухлопастный винт диаметром 1,4 м. В дополнение к машине «Батум» имел три откидные мачты с рейковым парусным вооружением площадью 46 кв. м. Котел был локомотивного типа с одной топкой. Вначале угольные ямы на миноноске отсутствовали, уголь хранился в мешках по бортам котельного отделения вплоть до подволока. Кормовое и носовое отделения, кроме таранного, использовались для размещения различных запасов (воды, провизии, масла, запасных частей и т. п.). Водоотливные средства составляли шесть эжекторов общей производительностью 21,6 т/ч.

Управлялась миноноска из боевой рубки, где стояли штурвал и машинный телеграф, однако высота рубки 0,15 м над полубаком приводила к тому, что когда вода заливала полубак, управление из нее кораблем оказывалось практически невозможным. Командиру приходилось переходить па кормовой пост к штурвалу, установленному на верхней палубе рядом с компасом. Для улучшения маневренности «Батум» снабдили двумя рулями — обычным кормовым и носовым выдвижным.

31 мая 1880 года «Батум» спустили на воду После достроечных работ начались ходовые испытания, которые проводились без вооружения и запасов. Средняя скорость шести пробегов на мерной линии составила 22.16 уз. 19 июня миноноска получила предписание отправиться в Николаев с заходом в Фиуме для установки минного вооружения, которое изготавливалось на заводе Уайтхеда. Включая трех офицеров (командир - лейтенант И. М. Запаренный), экипаж состоял из 13 человек — двух рулевых, двух минеров, трех кочегаров и трех машинистов. 22 июля «Батум» прибыл в Брест. Переход показал, что миноноска легко поднимается на волну, но при попутном волнении зарывается и рыскаег на 3—4 румба. Заклепочные соединения пропускали воду, и в кормовом отделении за день набиралось до 20—30 ведер воды. В Бресте течь устранили, приняли уголь и 24 июля снялись с якоря.

17 августа «Батум» прибыл в Фиум и на следующий день ошвартовался и гавани завода Уайтхеда, и в минном отделении начались работы по вооружению корабля. Два 19-футовых минных аппарата Уайтхеда с пневматическим выстреливанием мин устанавливались в носовой части по обе стороны от форштевня

и закрывались коническими крышками. В Фиумс несколько увеличили высочу дымовых груб, так как при первоначальной высоте в 1.5 м в них при волнении попадала вода.

Покинув 6 сентября Фиуме, «Батум» в Гравозе па три дня присоединился к международной эскадре, где был осмотрен командующим отрядом русских кораблей контрадмиралом Кремером и многими иностранными офицерами. Испытания с установленным минным вооружением показали, что мореходные качества «Батума» значительно ухудшились из-за утяжеления носовой части. 21 сентября миноноска прибыла в Николаев. Здесь на испытаниях в полном грузу выяснилось, что скорость при максимальном напряжении котла и машины не превышает J 5.9 уз. Приемлемой признали скорость до 15,5 уз.

Практически весь 1881 год ушел на различные опыты и переделку минного вооружения, так как выяснилось. что минные аппараты имели много недостатков. Так, например, неудачная конструкция возду-хопагпетателыюго насоса не позволяла им пользоваться даже при незначительном волнении. Из четырех мин две постоянно находились в аппаратах, где крепились только за хвостовую часть и на переходах зачастую получали значительные повреждения; две другие хранились в цилиндрических ящиках на верхней палубе. Крайне несовершенным был и процесс зарядки мин в аппараты.

Дня закрепления и предотвращения повреждения мин, находившихся в аппаратах, установили стопоры, отдававшиеся непосредственно перед выстрелом. После этого миноноска могла ходить с заряженными аппаратами на волнении 3—4 балла без риска повредить мины. Низко расположенные носовые срезы минных аппаратов создавали на ходу сильные буруны. Устранить это удалось только через три года, когда носовую часть «Батума» переделали по образцу «Потп» — миноноски более поздней постройки.

В 1892 году «Батум» отнесли к разряду миноносцев и зачислили в третий рант- кораблей. 8 апреля 1895 года получил вместо названия бортовой помер 251. Из состава флота миноносец выведен в 1908 году

Комментариев нет:

Отправить комментарий