пятница, 5 февраля 2010 г.

Миноноски американской фирмы «Флинт» конструкции Л. Никсона

К идее использовать миноноски для нужд береговой обороны вернулись в России во время русско-японской войны 1904—1905 годов. В 1904 году американская фирма «Флинт» предложила воюющей России деревянные миноноски конструкции инженера Л. Никсона. Силовая установка 35-тонной миноноски с главными размерениями 37,5x3,66x1.22 м состояла из двух шестицилиндровых двигателей внутреннего сгорания по 300 л.с, работавших на газойле. Район плавания - - 360 миль при скорости хода 20 уз и 400 миль при скорости 15 уз. Для питания компрессора, водоотливной и пожарной помп имелся вспомогательный двигатель мощностью в 6 л.с. Российским морским ведомством предложение было принято.

Предварительные испытания опытного образца в США продемонстрировали русскому морскому атташе экономичную работу моторов и довольно высокую (около 20 уз) скорость. Газолиновые двигатели оказались удобными и экономичными в эксплуатации и почти не давали дыма.

Весной 1905 года 10 миноносок в разобранном виде были доставлены в Севастополь. В Лазаревском адмиралтействе их собрали, вооружили и спустили на воду. В средней части корабля на верхней палубе установили однотрубный поворотный торпедный аппарат фирмы «Нобель» для 450-мм катерной торпеды образца 1900 года. В носовой части имелась тумбовая установка 45-мм пушки. Два пулемета калибра 7,62 мм на треногах располагались на корме и по правому борту Запасная тренога по левому борту позволяла переставить на нее любой из двух пулеметов. Электрический прожектор обеспечивал возможность ведения боевых действий в ночное время. Боезапас для пушки размещался в подводной части офицерского помещения в железных ящиках, пулеметные лепты — в надводной части офицерского помещения (9 ящиков) и в рундуках кормового отделения (27 ящиков). Небольшая высота помещений позволяла подавать патроны и снаряды вручную.

«Газолинки», как называли миноноски Никсона в русском флоте, вступили в строй после окончания русско-японской войны, когда необходимость в усилении обороны Владивостока и устья Амура отпала. Их включили в состав Черноморского флота. В это время Комитетом прибрежной обороны Санкт-Петербурга были выработаны требования к шхерным миноносцам для Балтийского флота. Предназначенные для патрулирования Финского залива в условиях плохой видимости, эти корабли должны были обладать быстроходностью, иметь один торпедный аппарат и с учетом их плавания в шхерах углубление не более 1,8 м. Именно «газолинки» как нельзя лучше отвечали этим требованиям. Было принято решение перевести их с Черного моря на Балтику. 15 сентября 1905 года первый эшелон с катерами и мотористами отправился по железной дороге в Санкт-Петербург, а через неделю миноноски прибыли на место и вошли в состав восьмого флотского экипажа. Первый поход из Кронштадта в Биорке в июне 1906 года показал, что моторные миноноски превосходят паровые в мореходности и скорости. 15 июня 1906 года их выделили в особый отряд. До 1907 года они числились сторожевыми катерами, потом миноносками. С началом первой мировой войны были перечислены в истребители и, несмотря на сильно изношенные механизмы, интенсивно использовались.

С 1921 года миноноски хранились в Петроградском порту, через три года №№ 3,8 и 10 были исключены из списков флота. В мае 1929 года после расконсервации № 4 передали в состав учебного отряда морских сил Балтийского моря, а № 6 — в состав плавсредств ВВС Балтийского моря. Остальные катера в 1937 году были переоборудованы в малые охотники. 31 января 1940 года все они, кроме № 1, пошли на слом. № 1 всю Великую Отечественную войну нес службу малого охотника и был исключен из списков флота только в 1950 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий