суббота, 27 февраля 2010 г.

Миноносец №214 типа «Циклон»

1 мая 1898 года правление Невского завода обратилось к начальнику Главного управления кораблестроения и снабжения с предложением принять заказ на постройку «десяти или более миноносцев в 150 т», и вскоре принципиальное согласие было получено. В качестве прототипа был выбран миноносец «Циклон» конструкции Л. Нормана, построенный в 1898 году, имевший водоизмещение 152 т и скорость 29 уз при индикаторной мощности 4200 л.с.

Учитывая опыт постройки миноносцев типа «Пернов», от заказа «образцового корабля» решили отказаться и приобрести у фирмы «Л. Норман» всю необходимую документацию. Переговоры завершились подписанием 28 ноября 1898 года в Париже контракта, в соответствии с которым к концу июля следующего года закончена доставка в Санкт-Петербург восьми полных комплектов чертежей, пояснительных записок и спецификаций миноносца «Циклон». После рассмотрения документов минный отдел МТК 31 августа признал необходимым несколько усилить набор корпуса, для лучшей остойчивости увеличить ширину на 0,16 м, вместо двух минных аппаратов установить один двухтрубный, перепланировать кормовые жилые помещения, предусмотрев отдельную каюту для командира и разделив помещения кондукторов и унтер-офицеров.

1 февраля 1900 года фирма Крейтопа получила предварительный заказ на постройку пяти кораблей типа «Циклон». Два из них разрешалось строить в Або, используя заграничные поставки, два других — на Охтинской верфи из материалов только отечественного производства, а пятый — там «где будет удобнее и быстрее», но также из русских материалов; фирма решила строить его в Або на своем заводе. Контрактом от 30 октября предусматривалось сдать первые два миноносца не позднее 21 сентября 1901 года. Контрактная скорость определялась в 26 уз при индикаторной мощности 3700 л. с. Невский завод получил наряд на постройку пяти кораблей позже Крейтона на десять дней. Контракт был подписан 30 декабря 1900 года. Срок сдачи первых двух кораблей определялся через 15 месяцев после выдачи задания.

По спецификации, идентичной для обоих контрактов, миноносцы имели следующие основные элементы и характеристики: длина между7 перпендикулярами 45, ширина по грузовой ватерлинии 4,66, наибольшая 4,9, углубление носом 1,4, кормой 2,5 м при водоизмещении 152,4 т, соответствующем запасу угля 17,4 т. Система набора принята поперечной. Килевая балка толщиной 3—4,3 мм переходила в оконечностях в прямои, защищенный от повреждений бушпритом с буфером, кованый форштевень и литой ахтерштевень. Стальные листы наружной обшивки имели толщину в оконечностях 2,5, в районе машинного отделения 3,8. настила верхней палубы 3 мм. Семь главных водонепроницаемых 2—3-мм переборок делили корпус на восемь главных отделений.

Внутри боевой рубки, обшитой 4-мм стальными листами (в районе компаса из маломагнитной стали), — штурвал, машинный телеграф, стол для карт, переговорные трубы и звонки к кормовому штурвалу и тамбуру офицерского отсека. Снаружи располагались минные прицелы, по левому борту крепилась легкая сигнальная мачта. На крыше рубки устанавливался прожектор, который позднее перенесли на крышу офицерского тамбура. Позади рубки на специальных площадках, защищенных волноотводами, стояли побортно две скорострельные 47-мм пушки Гочкиса, 540 патронов к которым хранились в погребе под палубой командного отделения. Совковый минный аппарат состоял из двух труб, длиной по 6,4 м, смонтированных на общей центральной тумбе и платформе, вращавшейся на рельсовом погоне. Это первое применение двухтрубного аппарата в русском флоте. Четыре запасные мины хранились в ящиках из алюминиевых сплавов на верхней палубе, боевые зарядные отделения к ним — под кают-компанией.

Водотрубные котлы системы Нормана с рабочим давлением 16 атм имели угольное отопление. Проектная индикаторная мощность двух вертикальных, тройного расширения главных машин по 2100 л.с. при скорости вращения 360 об/мин. Отработавший пар от главных и вспомогательных механизмов конденсировался в холодильниках, действия каждого из которых обеспечивались циркуляционным и ВОЗДУШНЫМ насосами. В машинном отделении находился испаритель производительностью 1,5 куб. м котельной воды в час, водоподогреватель и две питательные помпы. Резервное питание котлов — две паровые донки.

Первыми сошли на воду три корабля, строящихся в Або, — 17 сентября, 2 октября и 20 ноября 1901 года. 30 марта 1902 года миноносцы типа «Циклон» были зачислены в списки флота под номерами 214— 218 (Невский завод), 219—220 (Охтинская верфь), 221—223 (Або). 19 июня 1902 года фирма Крейтона уведомила Морское министерство о готовности миноносцев 221, 222 и 223 к официальным испытаниям. В первой половине авпста они прошли испытания на полном ходу, развив на мерной миле 26,8, 26,87 и 26,76 уз соответственно. Во второй половине августа были проведены замеры расхода угля, смазочного масла и питательной воды на разных режимах, определялось время разводки паров в котлах и экстренного реверса машин, испытывались котлы на аварийном режиме питания (одна донка) и машины с выпуском отработавшего пара в атмосферу, результаты вполне удовлетворили комиссию. В середине сентября корабли перешли в Кронштадт, где после установки и испытания вооружений их поставили на зимовку, а 12 февраля следующего года их окончательно приняли в казну.

На Охтинской верфи только в октябре 1901 года на стапеле были собраны кили миноносцев № 219 и 220, в ноябре началась установка набора, а завершилось формирование корпусов к весне 1903 года, и началась установка котлов и машин. 14 июня состоялся спуск 219-го, через пять дней — 220-го, и 24 августа они были готовы к испытаниям. 1 сентября миноносец № 220 показал на мерной миле за четыре пробега скорость 26.36 уз, спустя три дня № 219 при тех же условиях — 26.91 без существенных замечаний по работе котлов и механизмов. Испытания закончились 18 ноября.

К постройке пяти миноносцев 11евский завод приступил несколько позднее Крейтона. Заготовку стали для корпусов и механизмов завершили к 1 марта 1901 года. Основные этапы постройки и испытаний этих кораблей по срокам почти совпали с миноносцами Ижорского завода. Официальные испытания, начавшиеся 20 августа 1003 года, завершились 6 октября. На мерной миле миноносцы № 214—218 показали наибольшие скорости 26,1, 26,9, 26,2, 26,2 и 26,8 уз соответственно. 18 ноября был подписан акт об их приеме в казну

Летом 1903 года семь миноносцев типа «Циклон» планировалось отправить на Дальний Восток, но только два из них (№ 221 и 222) были подготовлены к длительному плаванию. Встретив новый, 1004 год в Алжире, оба миноносца 20 января прибыли в Пирей и через три дня вышли в Суэц. Начало войны с Японией их застало в Красном море. Возвращаясь в Пирей, корабли попали в жестокий шторм, и 221-й, получивший серьезные повреждения, 25 февраля затонул. Пробыв больше года в греческих водах, второй миноносец 12 мая 1905 года вышел из Пирея в Россию и 22 августа прибыл в Либаву. В 1907 году его поставили па капитальный ремонт. После Русско-японской войны миноносцы входили в состав VII дивизиона минной дивизии Балтийского флота, где использовались главным образом для обеспечения боевой подготовки и посыльной службы. В конце 1911 года № 223 исключили из состава флота. Остальные, прошедшие капитальный ремонт корпусов, котлов и механизмов, продолжали оставаться в строю. 30 июля оставшиеся в строю корабли передали в состав партии траления и оборудовали щитовыми и змейковыми тралами. В начале кампании 1915 года из них образовали 1-й дивизион тральщиков дивизии траления. В годы войны они активно использовались в качестве тральщиков и посыльных судов. В апреле 1918 года оставшиеся в строю суда были интернированы в Гельсингфорсе и впоследствии проданы Финляндии па слом.

«Циклопы» стали последними представителями малых миноносцев в русском флоте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий